Чем опасны сильный евро и слабая иена для экспорта?

Глава ЕЦБ Марио Драги на встрече большой двадцатки в Москве прокомментировал «валютные войны», которые ведутся вокруг понижения курса иены в последние месяцы. Он назвал их «бесплодными попытками самозащиты».

Чем грозят сильный евро и слабая иена мировой экономике?Еще через несколько дней он еще раз попытался успокоить общественность, уже выступая в Европарламенте.

Глава ЕЦБ вынужден был защищать перед депутатами Европарламента свой монетарный курс.

 

Многие политики Еврозоны, в том числе и президент Франции, обвиняют ЕЦБ в пассивном поведении на фоне мер других мировых Центробанков по снижению курсов своих валют. На встрече в Брюсселе заявления Марио Драги не были так категоричны, как в выходные на встрече G20 в Москве. По его словам, ЕЦБ должен заниматься контролем инфляции, а не курсом евро.
Но наблюдавшиеся в последнее время колебания обменных курсов, по его словам, были спровоцированы не намеренно. Их возникновению послужила внутренняя политика, направленная на стимулирование роста экономики. Обменный курс в этом смысле не является целью политики ЕЦБ. Но при этом он очень важен для поддержания стабильности цен и роста экономики.

Если в мире идет «война валют», то Европа в проигрыше. Но главы большой двадцатки не вмешиваются. По итогам встречи группы двадцати критика в сторону Японии так и не прозвучала. А её курс валюты сегодня снижается активнее других, дабы помочь экспортерам. С ноября месяца иена подешевела на двадцать процентов. А курс евро к доллару за полтора года достиг максимума.

Но чем же опасен сильный евро? Для начала посмотрим на проблему с точки зрения теории. Она говорит, что сильная валюта может сделать более дорогим экспорт европейских товаров и подавить рост экономики. Эту точку зрения разделяет президент Франции Франсуа Олланд. При этом власти Соединенного Королевства Японии приветствуют ослабление своих валют в отношении других, имея в виду, что это будет стимулировать экспорт.

Но давайте проясним ситуацию. Председатель ЕЦБ Марио Драги сообщил, что курс евро держится около долгосрочных усредненных своих показателей. Канцлер Германии Ангела Меркель с этим согласна. Она ведь назвала нормальным диапазон, в котором находится настоящий курс евро к доллару.

Министр финансов Ирландии Майкл Нунан в интервью телеканалу Блумберг на этой неделе говорил то же самое. Он сказал, что его страна наращивает экспорт, не смотря на укрепление евро. И Ирландия много экспортировала даже тогда, когда курс евровалюты был выше, чем сейчас. На тех же позициях стоит и бывший член правления банка Англии Эндрю Сентенс.
Он заявляет, что экспортеры в промышленно-развитых странах не зависят от краткосрочных колебаний обменного курса. Если взглянуть на промышленность, скажем, Великобритании, то мы увидим, что она специализируется на экспорте продукции с высокой добавленной стоимостью, которая привлекает качеством и технологиями, а не временными цифровыми преимуществами.

Так что слабая валюта это не всегда панацея, а сильная – не всегда проблема.